Image: 

Свободные экономические зоны существуют на территории Беларуси 20 лет. Всего их было создано 6, а Оршанский район – одна из частей такой свободной экономической зоны. Некоторые из предприятий Орши вошли в СЭЗ «Витебск» еще в 1999-м.

Этот регион не раз попадал в эпицентр скандалов и становился причиной гнева главы государства в адрес «нерадивых чиновников». Изменилась ли ситуация в Оршанском районе за прошедшие годы и эффективны ли дополнительные меры, принимаемые по этому региону на государственном уровне? Давайте разберемся.  

Предыстория «президентского гнева»

Указ № 458 Главы белорусского государства о создании свободной экономической зоны «Витебск» появился 4 августа 1999-го. После этого было принято еще с десяток указов и дополнений, направленных на улучшение работы предприятий и функционирования самой СЭЗ, в том числе той ее части, которая расположена в Оршанском регионе. Двое из этих документов вступили в силу относительно недавно: 30 декабря 2016-го (№ 508) и 22 августа 2018-го (№ 346). Оба указа стали следствием громких разносов членам белорусского правительства со стороны президента. В августе прошлого года Александр Лукашенко даже задался вопросом, а нужны ли они, эти СЭЗ, вообще?..  А не далее как 3 января 2019-го был подписан очередной документ – Указ № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области». Документом была утверждена программа развития региона вплоть до 2023-го.

К слову, о «разносе». 13 августа, во время рабочей поездки в регион Александр Лукашенко побывал на Оршанском инструментальном заводе, Оршанском мясоконсервном комбинате, в ОАО «Оршаагропроммаш» и ОАО «Техника связи». А на следующий день провел в Орше выездное совещание, на котором рассмотрел ход выполнения поручений по комплексному развитию Оршанского района.

Результаты выездного совещания в Орше оказались впечатляющими – премьер-министр Андрей Кобяков, его заместители и часть министров лишились своих высоких должностей. Недостаточность мер со стороны правительства, направленных на социально-экономическое развитие Орши и Оршанского района, Андрей Кобяков тогда признал. Но при этом уточнил, что за последний год определенные и конкретные меры по развитию все же были предприняты: разблокированы счета ряда оршанских заводов, снижены тарифы на электроэнергию для предприятий, реструктуризована кредитная задолженность и прочее. «Но положение экономики района остается тяжелым», – сказал в августе 2018-го Андрей Кобяков.

Один из немногих чиновников, «уцелевших» после «разноса» – вице-премьер Михаил Русый, которого, по словам Александра Лукашенко, «от той катастрофы, которую потерпели его коллеги во главе с Кобяковым», спасли успехи Оршанского льнокомбината.

А что теперь?

Самого факта включения в СЭЗ «Витебск» и преференций, которые предприятия зоны получили после этого, оказалось мало для их успешного развития. Вернемся к последнему январскому указу с программой развития региона до 2023 года. В официальном сообщении на сайте президента говорилось, что «в программу включены мероприятия, направленные на решение ключевых проблем Оршанского района».  

Теперь на территории района установлен особый режим налогообложения как для новых, так и для действующих субъектов хозяйствования: предприятия освобождены от уплаты НДС при ввозе технологического оборудования, снижены ставки налога при упрощенной системе налогообложения до 1%, уменьшены отчисления на пенсионное страхование, а отсрочка (рассрочка) по уплате налогов происходит без начисления процентов за ее использование.

Предусмотрены даже меры для развития инвестиционной деятельности. Например, для оперативного принятия решений право на распоряжение неэффективно используемым имуществом, находящимся в республиканской форме собственности, предоставляется Оршанскому райисполкому. На территории района разрешается применение строительных и технических норм, установленных в ЕС, ЕАЭС и КНР, с проведением государственных экспертиз проектной документации без ее адаптации к действующим нормативам. При создании или расширении производств предприятия района освобождаются от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производств, а также от компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира.

Для дополнительного раскрепощения деловой инициативы до 31 декабря 2023-го введен мораторий на проведение выборочных проверок, а для внеплановых проверок определяется исключительный перечень случаев их проведения.

Но помогает ли весь этот комплекс мер?

Как оценивают ситуацию в самом Оршанском регионе?

Несмотря на то что ситуация в Оршанском регионе по-прежнему остается непростой, на предприятиях района считают, что все-таки определенные сдвиги есть. Мы связались с представителями двух заводов, которые продолжают оставаться на слуху – Оршанским инструментальным заводом и Оршанским авиаремонтным заводом.  

«Да, в данный момент предприятие все еще находится не в лучшем финансово-экономическом состоянии. И я думаю, что вы об этом не раз слышали, – рассказывает начальник планово-экономического отдела Оршанского инструментального завода Игорь Русаков. – Но мы надеемся, что вступление в СЭЗ и другие меры, направленные на развитие Оршанского региона, дадут свои плоды. В СЭЗ «Витебск» мы с прошлого года. И хотя делаем только первые шаги в рамках свободной экономической зоны, но преимущества, которые она предоставляет предприятиям, уже смогли оценить. Благодаря наличию льготы по налогу на прибыль, когда отгружаешь продукцию на экспорт, работать с зарубежными партнерами стало интереснее и легче. Благодаря тому, что не платим налог на недвижимость и на землю, начало улучшаться финансово-экономическое состояние завода – эти статьи расходов были для предприятия достаточно ощутимыми».

На  Оршанском авиаремонтном заводе о ситуации не только рассказали, но и показали – предприятие одно из немногих, итоги финансовой деятельности которого можно без труда найти на сайте. «Нам скрывать нечего, – комментирует ситуацию главный экономист Алексей Павлечко. – Для того чтобы понять, как предприятие сработало за 2018-й, как развивалась ситуация с 2016-го по 2018-й – достаточно зайти на сайт и ознакомиться с нашими финансовыми документами».

На данный момент, по словам Алексея Павлечко, у завода нет долгосрочных задолженностей – ни кредиторских, ни дебиторских. «Да, имеются незначительные краткосрочные кредиторские и дебиторские задолженности. Но они объясняются текущими причинами, а не долговой нагрузкой на предприятие. Эти задолженности, в основном, не по кредитам, займам и прочему, а сложились в результате взаимодействия с поставщиками и покупателями. Возникновение краткосрочной кредиторской или дебиторской задолженности обычно носит временный характер и возможно при определенных условиях заключенного договора. Например, когда условиями договора предусматривается оплата с нашей стороны в течение какого-то периода времени или когда договор предусматривал предоплату, а отгрузка нашей продукции была растянута на какой-то период», – поясняет цифры в финансовых отчетах Алексей Павлечко.

С точки зрения главного экономиста завода, нахождение в СЭЗ «Витебск» и меры по развитию Оршанского региона в случае с их предприятием также оказались полезными. «Например, у завода на момент вступления в СЭЗ были большие площади задействованы под аэродром, которые в производственной деятельности давали незначительный эффект, а налог на землю по ним начислялся внушительный и негативно отражался на деятельности предприятия. Вступление в СЭЗ позволило нам нивелировать отрицательное воздействие платежей по налогу на землю. У завода как у члена СЭЗ «Витебск» также имеется льгота по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость, что тоже позитивно воздействует на итоги финансовой деятельности и взаимодействие с партнерами. Чистая прибыль по итогам 2018-го у предприятия уже более 12 миллионов рублей», – говорит Алексей Павлечко.

Из общения с представителями двух оршанских заводов можно сделать вывод, что эффект от принимаемых мер на различных государственных уровнях все-таки есть. Эти меры позволяют оставаться на плаву предприятиям, оказавшимся в различное время и по разным причинам в неблагоприятной финансово-экономической ситуации.

Вместе с тем, в целом вопрос с экономическим зонами не столь однозначен.

С одной стороны, государством делается многое, чтобы вытащить неблагополучные предприятия из ямы, в которой они оказались. И некоторые заводы худо-бедно из нее выкарабкиваются. С другой стороны, предпринимаемые шаги – лишь временная возможность для фабрик и заводов не умереть окончательно. Главный вопрос в том, всех ли нужно спасать и все ли действительно способны выжить и выкарабкаться в долгосрочной перспективе? Лошадка-то давно на издыхании, но на ней упрямо пытаются ехать дальше.

Между тем, эта «лошадка», под которой можно понимать как экономику отдельно взятых белорусских предприятий, так и в целом экономику страны, давно нуждается в том, чтобы с нее слезли и отпустили на волю, во взрослую самостоятельную жизнь, где ей предстоит пройти естественный отбор.

Плачевное состояние многих отечественных предприятий – результат общей негативной ситуации в экономике Беларуси, формировавшейся несколько десятилетий на фоне постоянно ретушируемых проблем. Государство пытается снять неприятные симптомы, но не лечит саму болезнь. А бесконечными полумерами, даже пусть правильными, нужными и благородными, ситуацию, увы, не исправить.

Автор: Елена Ковалева