Image: 

Размещение облигаций для многих белорусских предприятий стало не только хорошей возможностью вложить свободные средства, но и способом позаимствовать деньги для срочных нужд. Все чаще отечественный малый, средний и даже крупный бизнес предпочитает выпуск облигаций дорогим и хлопотным банковским кредитам. А иногда белорусские компании – как частные, так и государственные – совмещают банковское кредитование с привлечением недостающих средств через выпуск облигаций. В чем же причина подобного феномена?

Рост популярности привлечения средств кредиторов через выпуск облигаций отмечают во многих финансовых организациях, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и в УП «АСБ Брокер». Об этом шла речь во время семинара «Биржевой валютный и фондовый рынки. Возможности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который в конце августа состоялся в Белорусской валютно-фондовой бирже.

Как отметила во время выступления на семинаре директор УП «АСБ Брокер» Вероника Санкович, «с помощью облигаций компания может расширить круг кредиторов, что позволяет диверсифицировать источники привлечения средств». По мнению Вероники Санкович, облигации также можно использовать как альтернативу банковским кредитам, а в случае открытой продажи ценных бумаг – как рекламу для бренда компании и формирования позитивной кредитной истории в процессе размещения на рынке.

Кроме того, к преимуществам привлечения финансирования через размещение облигаций можно отнести:

  • Гибкое управление долгом – за счет досрочного выкупа облигаций, а также за счет имеющейся у эмитента возможности в любой момент принять решение о досрочном погашении облигаций. Например, компания выпустила облигации на 5 лет. Но ее руководство или собственник видит, что долг можно погасить уже через 3 года. В этом случае нет смысла дальше выплачивать процентный доход инвесторам (держателям облигаций), а значит – лучше принять решение о досрочном погашении ценных бумаг.
  • Возможность компании самостоятельно определиться с условиями привлечения ресурсов – с учетом ситуации на рынке. Компания получает возможность изучить и проанализировать, какие облигации на рынке размещаются в данный момент, на какой срок, на каких условиях и выпустить собственные ценные бумаги на наиболее привлекательных для себя условиях.
  • Компания самостоятельно устанавливает процентную ставку. Она может быть плавающей или фиксированной. Процентный доход в проспекте эмиссии может быть прописан для облигаций на первый, второй период и дальше. Причем компания самостоятельно принимает решение, какая процентная ставка может быть установлена на новый процентный период. Совершенно иное дело – процентная ставка по банковскому кредиту, которая устанавливается банком при заключении договора, может меняется банком в одностороннем порядке или быть привязанной к ставке рефинансирования. Это может приводить к удорожанию кредита для предприятия.
  • Периодичность выплат процентов. Компания может установить периодичность выплат ежемесячной, ежеквартальной, раз в полгода, раз в год, либо вообще при погашении. В случае же с банковским кредитом компании приходится выполнять условия по процентным выплатам в соответствии с заключенным с банком договором, и, как правило, вариант только один – раз в месяц.
  • Льготное налогообложение доходов как юридических, так и физических лиц. Доход по облигациям не облагается налогом, независимо от срока владения облигациями. Т.е. инвестор может купить облигации, а через два месяца продать, и доход, полученный за этот период, не будет облагаться налогом. Данная норма облегчает механизм привлечения средств кредиторов для белорусских компаний и делает выгодными для инвесторов вложения в облигации.

Вместе с тем, выпустить собственные облигации не так просто, как может показаться на первый взгляд. «Есть ряд нормативных требований, которые при эмиссии облигаций обязано выполнить каждое предприятие, решившее выпустить на рынок собственные облигации», – рассказывает Вероника Санкович.

Например, нормативным значениям должны соответствовать коэффициент текущей ликвидности (К1), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2). Если компания решит выпустить необеспеченные облигации – она может это осуществить в пределах собственного капитала. При этом важно, чтобы у предприятия отсутствовал отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров, работ, услуг в течение предшествующих двух лет выпуску облигаций.

Если осуществляется выпуск облигаций в пределах стоимости чистых активов – ежемесячно в Департамент по ценным бумагам Минфина Беларуси необходимо предоставлять отчет по этим чистым активам. Это должно делать либо само предприятие, либо поручитель в рамках залогового требования. В качестве залога при выпуске облигаций могут выступать:

  • Имущество, причем необязательно, чтобы оно принадлежало компании, осуществляющей эмиссию облигаций – оно может принадлежать другому физическому или юридическому лицу.
  • Поручительство – в пределах чистых активов партнера или юридического лица, которое готово поручиться за предприятие, планирующее выпустить на рынок облигации.
  • Банковская гарантия.
  • Страхование ответственности.

Очень интересным вариантом привлечения средств инвесторов, по словам Вероники Санкович, является эмиссия биржевых облигаций. В этом случае их регистрирует биржа, процедура более упрощенная. Но также имеется важный нюанс: стоимость чистых активов предприятия должна быть не менее 100 тысяч базовых величин. Облигации могут выпускаться только в рублях. Ценные бумаги должны быть допущены к торгам, а предприятие – не иметь отрицательного финансового результата.

С недавних пор выпустить облигации на отечественный рынок компаниям стало проще. Если ранее существовало требование, в соответствии с которым нормативным значениям должны были соответствовать оба коэффициента – и К1, и К2 – то теперь достаточно, чтобы требования норматива были выполнены по одному из коэффициентов.  

Таким образом, привлекать средства кредиторов через размещение облигаций белорусским компаниям может быть более выгодно, чем пользоваться кредитами отечественных банков. Получая финансирование через эмиссию облигаций, предприятия попадают в меньшую финансовую зависимость, что позволяет им чувствовать себя хозяевами положения.


Автор: Елена Ковалева