Image: 

Несмотря на то что рынок Форекс в Беларуси регулируется законодательством еще с 2015 года, по сей день в стране процветает теневой сегмент. За несколько минут ленивого поиска в интернете можно найти множество частных лиц и иностранных компаний, предлагающих белорусам доступ к Форексу, доверительное управление и прочие услуги. Всё это противоречит закону, и контролирующие органы работают над тем, чтобы очистить белорусскую юрисдикцию от нелегалов.

Впрочем, по нашему мнению, вопросы в части правомерности отдельных услуг есть и к белорусским компаниям, входящим в реестр Национального банка и работающим легально. Об одном из таких примеров мы рассказывали в статье «Что на самом деле предлагают Форекс-компании в Беларуси?».

Если вкратце – речь шла о том, что ООО «Открытые Инвестиции», входящее в реестр Нацбанка и являющееся членом АРФИН, предлагает клиентам услугу доверительного управления, но поскольку по закону не может оказывать ее самостоятельно – перенаправляет всех желающих на компанию, зарегистрированную в иностранной юрисдикции.

Еще на этапе внедрения белорусского законодательства АРФИНом, Нацбанком и другими органами неоднократно было сказано: работайте в белорусской юрисдикции – только так ваши права будут действительно защищены. При этом услуга доверительного управления (которую в Беларуси по законодательству могут оказывать только банки и НКФО) открыто предлагается на официальном сайте белорусской форекс-компании, и никого это не смущает. Там же можно найти инфографику, объясняющую взаимодействие «Открытых инвестиций» с иностранным партнером, обещание удвоить капитал за несколько лет (что тоже противоречит белорусскому форекс-законодательству) и другие сомнительные моменты [оценочное суждение редакции].

Давать правовую оценку и применять меры ответственности к нарушителям – не дело журналистов, на этот счет в Беларуси есть соответствующие органы. И они работают: в ответ на наше обращение Национальный банк Беларуси разъяснил, кто, за что и почему отвечает, направил сведения в соответствующие госорганы и поблагодарил за информацию. Впоследствии у нас запросили аудиозапись разговора с ООО «Открытые Инвестиции», и в целом очевидно, что со стороны государственных ведомств работа ведется.

А вот позиция АРФИН в этом вопросе вызывает искреннее недоумение. В ответе на наше обращение заместитель председателя АРФИН П.В. Карпов пишет: «Контроль за соблюдением юридическими лицами законодательства, регулирующего рынок Форекс, не входит в компетенцию Ассоциации развития финансового рынка». И далее рассказывает про Указ 231 и про то, что за всё отвечает Нацбанк. Если бы ответ АРФИН нужно было пересказать одним предложением, он звучал бы так: «Это не наше дело».

ответ АРФИН

К слову, несколько недель назад в ходе пресс-конференции глава АРФИН Алексей Сидоров комментировал в том числе ситуацию с обращениями, которые поступают в Ассоциацию и с которыми ведется работа. По его словам, подавляющее большинство жалоб поступает от людей, которые сотрудничают с иностранными компаниями. А ведь именно в этом случае получить юридическую защиту в белорусской юрисдикции не представляется возможным. При этом, отвечая на вопрос о мерах, которые предпринимает АРФИН в отношении недобросовестных компаний, Алексей Сидоров отметил, что ассоциация мониторит рынок и следит за соблюдением законодательства.

Так может ли ассоциация проявлять безучастие в данном случае? Давайте подумаем. АРФИН – это Ассоциация развития финансового рынка, которая в настоящий момент состоит из 8-ми форекс-компаний. ООО «Открытые Инвестиции» в их числе. В уставе АРФИН (его можно найти на сайте АРФИН) говорится, что основная цель Ассоциации, помимо прочего – унификация правил рыночного поведения и профессиональной этики членов Ассоциации (п. 2.1.4. Устава).

По этому поводу АРФИН разработал отдельный документ, он так и называется – «Правила рыночного поведения и профессиональной этики членов Ассоциации развития финансового рынка, осуществляющих деятельность на внебиржевом рынке Форекс». Внимания там заслуживают сразу несколько пунктов. Например, пункт 6, где перечисляются принципы профессиональной этики, которых должны придерживаться члены АРФИН. Самый первый принцип в списке - ведение деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, внутренними актами Ассоциации. Далее, пункт 10 гласит, что Контроль за соблюдением членами Ассоциации настоящих Правил возлагается на исполнительный орган Ассоциации. Из этих двух пунктов уже следует, что члены АРФИН должны соблюдать законодательство, а АРФИН должен за этим следить.

В целом, здесь уже можно было бы поставить точку, поскольку ответ на вопрос о правильности позиции АРФИНа в отношении фактов возможных нарушений закона очевиден. Но мы еще немного покопаемся во внутренних документах Ассоциации и найдем вот что.

Пункт 11 тех же Правил: «При поступлении в Ассоциацию обращений (заявлений, жалоб) о нарушении членом (членами) Ассоциации настоящих Правил Ассоциацией проводится проверка (разбирательство) в отношении заявленного в обращении (заявлении, жалобе) нарушения».

Но это же как раз наш случай – обращение, отправленное в АРФИН и содержащее в себе информацию о возможном нарушении одной из компаний, входящих в АРФИН, правил рыночного поведения и профессиональной этики! Во внутренних документах Ассоциации черным по белому написано, что АРФИН должен проводить проверку в отношении заявленного нарушения, а на практике выходит – пусть всем занимается Нацбанк.

Для полноты картины добавим, что в Уставе АРФИНа тоже прописано, что члены Ассоциации обязаны соблюдать требования закона и внутренних документов Ассоциации (п. 5.3.1), а одна из функций Ассоциации - направление запросов в органы государственной власти, правоохранительные и судебные органы Беларуси и других стран, международные профессиональные организации и пр. (п. 3.2.10). То есть все возможности для разбирательства имеются.

А в п.8 правил рыночного поведения и профессиональной этики есть такие забавные моменты, как, например, обязательство для членов занимать активную позицию в борьбе с недобросовестными участниками рынка и незамедлительно извещать Ассоциацию о фактах нарушения. Забавные – потому что зачем же это делать, если АРФИН уверяет, что не должен следить за соблюдением законности?

Перекладывание ответственности на Нацбанк, конечно, очень удобная позиция, но эффективная ли? Вопрос риторический.